я решила, что мне нужны книжки каких-нибудь иностранных чуваков (кроме гиппенрейтер), потому что отечественные чуваки што-то как-то
и купила "как говорить с детьми, чтобы они учились" фабер и мазлиш (видела много раз, все очень хвалили)
и там дети такие непонятые зайки, которые испытывают миллиарды эмоций, которые непризнаны взрослыми, а мир вокруг холоден и жесток
меня убивают вещи типа:
|
уголок!! укрыться в минуты стресса!!! ты хочешь поговорить или изобразить свои чувства!!
в этом во всём есть какая-то невероятная пропасть между детьми и взрослыми
дети оказываются существами с отдельным укромным уголком для стресса, а карандаши им нужны для того, чтобы изобразить эмоции на бумаге. взрослые в этом мире только и делают, что признают право ребёнка на эмоции и говорят вещи вроде "я понимаю, что ты зол блаблабла". я понимаю, что тебе неохота говорить спасибо? я понимаю, что тебе хочется сидеть и жалеть себя, а не заниматься?
это же просто чёрная дыра
вчера маленький ф. вышел из класса на пять минут раньше конца урока за водой и вернулся в слезах, потому что его мама ещё не пришла и не ждала его в коридоре - ф. просто трясло от рыданий, хотя он сжимал ручки и очень старался сдерживаться
надо ли было говорить ф., что я понимаю как он испугался? мне кажется, нет: это ведь только усилило бы его испуг, и он наверняка подумал бы, что раз маша понимает, значит, мама правда может не придти - не знаю, что бы он там себе напридумывал
т е, этим "я понимаю, что ты...", мы как будто признаём эмоцию, называем и, кажется, одобряем её, в то время как эмоция может быть не совсем заслуживает одобрения - типа раздражение, злость или не стоит того, чтобы на неё зависать. мне кажется, от таких штук ребёнка надо уводить и переключать - так что мой большой вопрос остаётся прежним: как быстро увести и переключить
ещё немного про эту книжку (хотя в общем, конечно, больше годится на растопку), несколько вещей на подумать оттуда:
- детские роли (зануда, лентяй, умница, красавица, выскочка) и как эти ярлыки не дают детям выйти из "роли"
- вовлекать детей в решение их проблема: пример с как перестать драться (брэйнсторм и записать все идеи, сначала без комментариев, потом обсудить вместе)
- наказание и альтернативы (опять же, байда про высказать своё неодобрение "такие вещи мне не нравятся"
- как подтолкнуть к взаимодействию, типа убрать мусор и всё такое - и это самая крутая идея во всей книжке,