"Девушка с жемчужной серёжкой".
Смотрела сегодня с утра, и до сих пор в восторге.
Фильм получился замечательный: очень верный в деталях, красивый, чуть печальный и смотрится на одном дыхании. Совсем короткий - 95 минут. Скарлетт Йоханссон меня несказанно удивила - не то чтобы, в "Трудностях перевода" она слабо играла, но в этот раз было что-то необыкновенное: так тонко поймать образ средневековой девушки не каждый сумеет. Так чутко словить это выражение лица, жесты, движения.. И передать скованность и забитость, эту темноту и недоверчивость, зашоренность, простоту, робость и в тоже время желание увидеть.
Очень хочется ещё пересмотреть пару мест, были несколько просто потрясающих: когда Вермеер ей показывает картину, которую он пишет (там девушка стоит у окна, и на столе рядом кувшин воды), и что-то объясняет про краски, а она стоит и смотрит на него. И не понимает. А он открывает окно, и говорит, скажи, какого цвета облака? Грит хмурится и бормочет, белые. Но продолжает смотреть на облака, и потом так чудно у неё на лице проскальзывают ощущения: недоверие, удивление и потом лёгкая улыбка. Жёлтые, говорит она. И потом добавляет: "Серые. Голубые".
И ещё, как Вермеер вдруг видит, как он должен написать её портрет, наклоняется к ней, и сосредоточенно, внимательно глядя на её лицо говорит, оближи губы. А она так смотрит.. то ли растерянно, то ли нерешительно, то ли серьёзно, то ли с сомнением. И потом медленно облизывает губы. Когда сцена повторяется второй раз, ловишь себя на том, что повторяешь Грит, облизывая губы - причём она это так делала своеобразно: не проводила языком по губам, а так, как вы бы сделали, если бы хотели прикусить нижнюю, только не зубами - мм?)) Очень нежно и очень.. не знаю, скромно. Ещё мне понравился момент, когда она растирала краску - но там меня очень зацепил сам цвет: какой-то безудержно-синий, звонкий, чистый и сильный -) Красивая сцена, когда Вермеер просит её снять её головной убор,и показать волосы. Она отказывается. И потом он говорит, иди, там в шкафу какие-то тряпки, возьми что-нибудь и обвяжи вместо чепца (не знаю, как это правильно называется? я просто на английском смотрела, и слово не помню)). И весь фильм до этого было непонятно, почему она никому волосы не показывает (там был молодой человек, за которого она собиралась замуж, и он тоже просил посмотреть на её волосы, и она всё упорствовала)) - поэтому я решила, что она наверняка рыжая -)
И когда ушла в дальнюю комнату, и там сняла свой чепец, у неё действительно были рыжие волосы, а из окна на них падали лучи зимнего солнца, и дробились на прядях.. И потом, когда Вермеер придумал про срёжку (ему нужно было пятно света), она всё никак не соглашалась, потому что у неё были не проколоты уши, и они боялись, что так его жена точно догается, что он пишёт её портрет, а потом он всё-таки её уговаривает, и он прокалывает ей ухо (как звучит,м?)) иголкой. И у неё так слёзы из глаз скатываются по щеке на уголок губ..
Вермеера играет Колин Фёрт - и он мне нравится. Хотя Йоханссон куда выразительней -) Жена у Вермеера тоже сыграна потрясающе точно - как она начинает реветь, когда узнаёт, что он пишёт не её, и как она кидается на полотно со шпателем в бурой краске - так характерно)). И декорации с костюмами тоже меня потрясли. Быт бюргеровской семьи воссоздан идеально - я в этом слабо довольно разбираюсь, по всей видимости, но судя по картинам малых голландецев и параграфам из учебника истории - оно так было.
Ещё, поклоны в адрес режиссёра за так умно проведённую линию "художник-модель". Хочется просто сказать "спасибо" за отсутствие постельных сцен и выражения затаённой страсти на челе Вермеера, взгляды украдкой и хмурые брови, опущенные вниз глаза и смущение куда выразительней и куда более к месту -)
Дело, как мне кажется, не в сюжете. И даже не столько в этом интуитивном понимании Грит живописи (она видит, и не может сказать, выразить в словах свои ощущения), не столько о том, что у каждой картины - своя история.
Почти сразе жу забываются фразы и реплики немногословных Вермеера и Грит. Но остаются детали. Лучи солнца на бледном лице, приоткрытый рот, взгляд через плечо, короткие реверансы, кровь на мочке уха, разломанный изразец, грубые руки, смешивающие краски с аккуратной нежностью. Как будто ты не фильм смотрел, а спрятался где-то в чулане дома Вермееров, и сквозь щель смотрел на них и на чуткую, простую Грит. Фильм чудесный, очень лёгкий и удивительно красивый, очень характерный и яркий, а ещё непосредственный и такой английский -).