Рассказывала про Тейт и подумала о музеях вообще.
В Тейте было интересно. Настолько, насколько это вообще возможно. Искрене интересно. Бывает, приходишь в музей и болтаешься, зевая, мимо витрин. Мне вообще не очень интересны предметы быта, детали одежды и архитектурные детали. Хотя, не спорю, об этом необходимо иметь представление. Мама, например, просто зависает над всякими греческими и египетскими штучками. Перед Розетским камнен стояла минут десять. Я этого не понимаю. Нет, понимаю, исключительно на теоритеческом уровне, но вот чтобы самой настолько этим восхищаться...
Я осознаю, что этим деталям уже неизмеримое число лет, нереальное для воспроиятия (моего, по крайней мере). Я понимаю, что когда-то, какой-нибудь мастер под палящим африканским солнцем высекал на камне эту стеллу. И что его восприятие мира отличалось от восприятия мира современного человека, как капля кристально чистой воды от куска ржавого железа. Меня поражает, только восприятие красоты, которое неизменно проходит сквозь века. Не знаю, может это не восприятие красоты, а тяга к чему-то прекрасному... Не вижу разницы между римским и греческим искусством. Не чувствую, даже, вернее. А она существует. Греческое считается более точным, тонким, умелым и лучше передающим движение/настроение. Греческое, грубо говоря - оригинал. А римляне, появившись позже, ваяли менее ...душевно, что ли. Если вы понимаете о чём я говорю. Не понимаете - не обращайте внимания, это мой дневник, а значит до конца всё понятно только мне. Или тем, кто меня хорошо знает, а тут, таких мало. Я отвлеклась. Не вижу разницы, в упор. Если мне для сравнения подсунуть два образчика, то три шанса из десяти, что я угадаю. Никогда не смогу сказать, что римская архитектура мне кажется искуственней и менее интересной, чем греческая. А ведь надо. Не потому, что так "надо" , а потому что так правильнее( в хорошем смысле слова), грамотнее и умнее. Мне кажется: дело не в том, как они передали, а в том, как они воспринимали, чувствовали то, что хотели передать. Готова поспорить, что у первобытного охотника, пальцем неловко рисовавшего на стене своей пещеры дикого мамонта, энтузиазма и желания передать свои ощущения и эмоции было не меньше, чем у грека, высекавшего кориатид для Акропольского Эрехтейона. (Я правильно название написала? (Извините. Это мне надо немного повыпендриваться. Мама за такое ругает, и бывает права. Нечего. Но стирать не буду, исключительно в память о собственном низком желании покрасоваться *))Впрочем, разницу между кориатидой и рисунком на стене пещеры я вижу *)
И вот ещё что, искусством, ведь, называется не то, что чувствовал автор/зодчий/архитектор. А то, что потом он создал. К моему великому сожалению. Сколько я написала не в тему...Но в виду того, что рассказать это я кому-то вряд ли захочу, то все мои размышления можно записать. Вообще, я недоговариваю. Музеи мне нравятся, но я обхожу стороной именно Грецию, Рим и Египет. Я это знаю, даже немного, совсем чуть-чуть разбираюсь что и к чему относится.
Наверное, у меня антипатия к тому, к чему мне пытались привить уважение и интерес. Второе - самое главное. Уважение есть. А вот интереса немного. Помню Египетский зал в Пушкинском почти наизусть. Могу рассказать. Входите. Приглушённый свет. Прохладно. Колонны их сероватого камня, широкие, сделаны как будто стебли растений. Камень немного мерцает. Слева - стелла "Плакальщицы". Ну-ну, я уже молчу. Фаюмский портрет в соседнем зале. Это, правда, ещё копты, но озеро Фаюм, кажется, в Египте. Так что всё рядом *) Из Греции подлинников нет, но есть хорошие копии. Хотя, не могу сказать, что у каттегорическая аллергия на музеи. Вот смотреть готику, или Северное Возрождение это сколько угодно. В Пушкинском потрясающие несколько готических деревянных статуй. Мадонна с младенцем и что-то вроде святой Кристины. Надо будет сходить и обновить впечатления. Или рыцарский зал в Эрмитаже, в Петербурге. Я там застряла. Мама меня тащила смотреть Леонардо, а я встала перед доспехами ) Она была в шоке. А какие там мечи...А какие там сёдла и уздечки... Молчу.