мистер перестраховщик
ну вот, в общем я решила, что почитаю что-нибудь про child psychology, потому что к концу того дня, когда я завела разговор про симулянтских младенцев-нытиков, у меня возникло ещё пару сотен вопросов
я решила, что мне нужны книжки каких-нибудь иностранных чуваков (кроме гиппенрейтер), потому что отечественные чуваки што-то как-то
и купила "как говорить с детьми, чтобы они учились" фабер и мазлиш (видела много раз, все очень хвалили)
и там дети такие непонятые зайки, которые испытывают миллиарды эмоций, которые непризнаны взрослыми, а мир вокруг холоден и жесток
меня убивают вещи типа:
|
уголок!! укрыться в минуты стресса!!! ты хочешь поговорить или изобразить свои чувства!!
в этом во всём есть какая-то невероятная пропасть между детьми и взрослыми
дети оказываются существами с отдельным укромным уголком для стресса, а карандаши им нужны для того, чтобы изобразить эмоции на бумаге. взрослые в этом мире только и делают, что признают право ребёнка на эмоции и говорят вещи вроде "я понимаю, что ты зол блаблабла". я понимаю, что тебе неохота говорить спасибо? я понимаю, что тебе хочется сидеть и жалеть себя, а не заниматься?
это же просто чёрная дыра
вчера маленький ф. вышел из класса на пять минут раньше конца урока за водой и вернулся в слезах, потому что его мама ещё не пришла и не ждала его в коридоре - ф. просто трясло от рыданий, хотя он сжимал ручки и очень старался сдерживаться
надо ли было говорить ф., что я понимаю как он испугался? мне кажется, нет: это ведь только усилило бы его испуг, и он наверняка подумал бы, что раз маша понимает, значит, мама правда может не придти - не знаю, что бы он там себе напридумывал
т е, этим "я понимаю, что ты...", мы как будто признаём эмоцию, называем и, кажется, одобряем её, в то время как эмоция может быть не совсем заслуживает одобрения - типа раздражение, злость или не стоит того, чтобы на неё зависать. мне кажется, от таких штук ребёнка надо уводить и переключать - так что мой большой вопрос остаётся прежним: как быстро увести и переключить
ещё немного про эту книжку (хотя в общем, конечно, больше годится на растопку), несколько вещей на подумать оттуда:
- детские роли (зануда, лентяй, умница, красавица, выскочка) и как эти ярлыки не дают детям выйти из "роли"
- вовлекать детей в решение их проблема: пример с как перестать драться (брэйнсторм и записать все идеи, сначала без комментариев, потом обсудить вместе)
- наказание и альтернативы (опять же, байда про высказать своё неодобрение "такие вещи мне не нравятся"

- как подтолкнуть к взаимодействию, типа убрать мусор и всё такое - и это самая крутая идея во всей книжке,
можно признать право на чувство, а потом уже переключить.
не знаю. когда как, да? вот в случае с ф., мне кажется, не надо ничего признавать)
по-моему, дети учатся контролировать эмоции не сразу.
у гиппенрейтер же был хороший пример про девочку, которая билась в истерике на полу, колотя ногами, пока мама не спросила у нее, что случилось, в духе "что же могло произойти что ты так убиваешься".
вроде и признание гнева, нейтральное к способу выражения эмоции, но и вполне себе признание.
в случае с ф. — мне кажется, в таких случаях всегда лучше помогает физический контакт, чем слова. не знаю, насколько уместен физ.контакт между ребёнком и учителем? (
мне тоже очень интересно, как контролировать гнев, просто отвлекать не всегда получается. обычно, мне кажется, можно просто спокойно поговорить и обсудить (ну, что мама просто должна прийти попозже). хотя я общаюсь с детьми совсем мало и не совсем они у меня обычные =)
единственное, я может быть не так поняла, но гиппенрейтер - это же российский психолог.