мистер перестраховщик
кто там хотел слушать про модерн? -)
модерн, который ни в коем случае не модернизм и даже не кубизм

slovo/слово
Наверняка общеизвестно, что "модерн" - от французского "moderne" (современный, новейший), хотя во Франции (как, впрочем, и в Англии) этот стиль называют "ар-нуво". Немцы про него говорят "югендстиль", австрийцы - "сецессион", итальянцы - "либерти", а испанцы не иначе как "модернисмо".
В 1895 г. антиквар из Гамбурга Зигфрид Бинг открыл в Париже галерею «Maison de L'Art Nouveau» (франц. «Дом Нового Искусства»), где показывал произведения традиционного искусства Китая, Японии, а также работы молодых парижских художников Э. Галле, П. Боннара, Ф. Брэнгвина, О. Родена, Л. К. Тиффани, выполненные в «новом стиле», отчасти напоминающем восточный - проекты витражей и цветное стекло. Название "ар-нуво" прикрепилось именно от этой галереи. Венский журнал Ver Sacrum, издававшийся Сецессионом (група художников), перенял парижские настроения, и на его страницах тоже появляются работы модернистов (журнал, между прочим, возглавлял Густав Климт *) В Германии подобные идеи проносит журнал Die Jugend (коли я не совсем забыла немесский, то это "юность"

из чего же, из чего же сделаны эти девчонки
Апполон даёт вполне разумный ответ (хотя обычно он и слова в простоте не скажет): "Идейно-философской почвой, на которой выросло новое искусство был неоромантизм".
Неоромантизм назвали немцы ("Neoromantik"

В 1856 г. французский живописец, гравер и керамист Ф. Бракмон впервые увидел японские цветные гравюры на дереве К. Хокусая в магазине Делатра в Париже. Уже очень скоро эти необычные ксилографии привлекли внимание многих французских художников - там нашли всё, что искали. В японских гравюрах было и декоративно организованное пространство, и прихотливые плавные изгибы, и цветовые пятна. Декоративность контуров и плоскостного пятна культивировалась английскими художниками круга Уильяма Морриса - Уильямом Крэйном, Берн-Джонсом и, несколько позднее, Макмардо и участниками «Эстетического движения», возглавляемого О. Уайлдом. Независимо от них, французы Эдгар Дега, Поль Гоген и «понтавенцы» Эдуар Мане, Форэн, Анри Тулуз-Латрек и даже Винсент Ван Гог усваивали уроки японской гравюры. В небольшом доме Клода Моне, в Живерни, японскими гравюрами украшены все комнаты, он забит просто с ног до головы

Итак, модерн, как все, ясное дело, себе уяснили, получился из неоромантизма (ничуть не повторяя его, настойчиво прошу заметить!) и японской гравюры *)
here comes the bride
Теперь, когда вы ещё больше запутались, я продолжаю об идее модерна. Завязался с неоромантизмом он в основном из-за троих вышеупомянутых мужей, а заключалась завязка в пресловутом конфликте личности и общества, а ещё в миростроительном назначении художника. Теоритики модерна - бельгийский архитектор и дизайнер Ван де Велде и английский архитектор-декоторатор Уильям Моррис так потом и решили: "Окружающий мир красотой преобразовать!" Наверняка они были славные и талантливые люди, но у меня на языке вертится одно определение: "Утописты" -) Довольно скоро они оказались в плену серьёзных противоречий между собственными достойными и благородными идеями и возможностями их реализации. А ещё проблема была вот в чём: облагораживание и украшательство мира не могло быть достигнуто за счёт массового производства всяческих красот и штамповки, нельзя было допустить никакой массовой продукции, - понимали два друга-модерниста. - Но тогда лишь узкому кругу избранных станет доступно новое искусство, сочетающее в себе всё лучшее, что они выцедили из прошлых направлений.
В общем-то поначалу так и выходило, тем более что стиль получился донельзя индивидуальным - несмотря на то, что существует определённые характерные черты (плавные линии, извилистые, гибкие очертания с явной тенденцией к ассиметрии. В мебельном и архитектурном декоре преобладают природные и растительные мотивы. В 1895 г. Xанс Обрист показал гобелен с изображением петлеобразно изогнутого стебля цикламена - линии, удачно названной критиками «ударом бича». Именно эта линия стала впоследствии «визитной карточкой» ар-нуво в Европе. Плавные изгибы ещё символизируют и бесконечное перетекающее пространство

В этом, по-моему, заключается очень важная мелочь - ни в коем случае не смешивать название стиля и значение слова "современный". Может быть, я скажу глупость, но современное искусство очень напоминает мне стиль unisex, когда по предметам одежды (верхней *) невохможно различить пол. Это не значит, что оно мне не нравится! Но на мой взгляд оно лишено некоторой индивидуальности, да. В основном я сужу по архитектуре и некоторым инсталяциям и живописи (я говорю о совсем современном искусстве - последних лет 10-15). Функционально, красиво, выразительно - но безлико уж больно. Модерн же, наоборот, полон настроений и взглядов художника, по-моему, он куда душевней *).
Всё устойчивое, неподъёмное, тяжелое и массивное модерном отвергалось - сам стиль был лёгкий, плавный и гибкий. Очень часто, используя его, удавалось придать массивным предметам (от зданий до мебели) некоторую лёгкость и изящность. Постоянство и неподвижность были отвергнуты, а главным вдохновителем для художников-модернистов стала природа: цветы, стебли и листья, благодаря своим естестественным переплетениям, заняли первое место в орнаментах модерна. Увлекались в основном необычной флорой - лилиями, ирисами и орхидеями, а ещё пальмовыми листьями и водорослями (про водоросли будет разговор особенный

о созданиях больших и малых
В 1989 году французский дизайнер Гектор Гимар создал свои бесподобные биоподобные (это умное слово чтобы сказать, что мотивы были природные и орнаменты на них растительные) решётки с вывесками для парижского метро - они висят до сих пор и на самом деле неописуемо красивые, вообще, эти решётки были первое, про что я кинулась всем рассказывать

В 1892-1893 гг. Виктор Орта выстроил знаменитый особняк Тассель в Брюсселе с металлическими конструкциями, стилизованными под извивающиеся стебли растений. Декоративные возможности железа органично используются в мотивах текучести, повторяющихся и в рисунке инкрустированного пола, и в настенных росписях. Эта цельность проекта типична для стиля модерн, который охватывает и внутреннее убранство здания, вплоть до столовых приборов.
На определённый момент времени модерном повально увлекаются все ведущие дизайнеры - одежда, журналы, мебель, архитектура и живопись создаётся в основном в нём. На плакатах Латрека (которые он рисовал для какого-то казино, на них чёрная кошка изображена - подозреваю, что казино как-то так и называлось *), обоях "Полевые Цветы" Уильяма Морриса, мебели Эдварда Годвина и Уильяма Ватта и иллюстрациях Альфонса
В стиле ар-нуво строятся огромные магазины и отели, открывавшиеся в Европе - стиль стал символом их процветания и утончённости. Кстати, небезивестный "Ритц" в Лондоне построене именно в модерне.
Значительное распространение в Европе получила также идея «города - сада», которую в конце XIX в. сформулировал - англичанин Э. Говард в своей книге «Города - сады будущего» (1898). Города - сады рассматривались как небольшие, но самообеспечивающие градостроительные комплексы на 32 тыс. жителей. Они должны были приостановить концентрацию жилья в больших городах и путем соединения жилища с природой способствовать оздоровлению жизненной среды.
В Москве, наверно, самый-самый - особняк Рябушинского, который строил Шехтель. Я там живу рядом

И Гауди, да. В Барселоне несколько его домов в стиле модерн и церковь Саграда Фамилия, а ещё у меня про него целая толстая книжка, всего и не рассказать. Но у него есть собор, который недавно видела нокс, и который ещё не достроили, так там, в ветренную погоду, между башенок поёт воздух (для прагматиков - от ветра!).
В Шотландии модерн строил Чарльз Макинтош, а в Австрии - некто Ольбрих.
Из иллюстраторов мне бы хотелось упомянуть Альфонса Муху и Обри Бердслея (серия про Короля Артура, к примеру).
Ну и Климта, да. По-моему, это замечательно. Врубеля, с его "Демоном".
Наверняка про Вилрой энд Бош тоже было слышно, у них есть всякая керамика в модерне.
А ещё в модерне сделаны скульптуры замечательной нашей художницы и скульптора Марии Башкирцевой.
а чем всё кончилось
Модерну дали просуществовать лет 30, а потом все (а все, как известно, очень мудрая и авторитетная компания) вдруг решили, что он слишком вычурен, элитарен и неестественен.
Потом выяснилось, что на новые поколения художников ар-нуво никак не повлиял и его оставили на обочине времени этакой загадкой.
Ясное дело, про Пикассо и Дали наслышаны все, а Климта кроме нокс, ещё неизвестно кто знает -/ Та же песня с нашим Врубелем, которого за границей наверняка не знают.
Про архитектора номер один двадцатого века Корбюзье не слышал мало кто, а про Гауди? А про Шехтеля? Вот и я про тоже -)
посмотреть:
архитектура
http://www.rubricon.com/imgbyid.asp...p;iid=261799577 - гауди, саграда фамилия
http://perso.wanadoo.fr/artnouveau/...ne/batllo_s.jpg - гауди, каса батло
http://img.photobucket.com/albums/v...r13/Maurice.jpg - морис дени, "лестница в листьях" витраж, вроде бы
http://art-nouveau.kubos.org/img/paris/dauph2_l.jpg - гектор гимар, парижское метро
http://perso.wanadoo.fr/artnouveau/img/paris/ber_s.jpg - гимар, кастель беранжер
акссесуры:
http://perso.wanadoo.fr/artnouveau/...0-%201904_s.jpg - галле, ваза
http://www.ljplus.ru/img/so_shine/medusaRothmuller.jpg - какая-то непонятная красота, видать подсвечник
http://perso.wanadoo.fr/artnouveau/...%20Vienne_s.jpg - ваза, лоэц
витражи:
http://perso.wanadoo.fr/artnouveau/...gue/mucha_s.jpg - в соборе святого витта, в праге. делала альфонс муха
я там была, но проглядела
правда, я ещё не знала тогда про муху, ну ладно *)
повод ещё раз побывать в праге
http://perso.wanadoo.fr/artnouveau/...%20Aubecq_s.jpg - делал бельгиец хорта, для какого-то отеля
иллюстрации и картины:
http://perso.wanadoo.fr/artnouveau/...0-%201897_s.jpg - ван де велде, афиша
http://dreams.awarm.net/images/klimt/kiss.jpg - "поцелуй", климт
http://perso.wanadoo.fr/artnouveau/...0-%201895_l.jpg - бертон, что-то вроде постера
http://www.livejournal.com/communit...f_art/4302.html - мнооого климта, марш любоваться %)
Может быть, ты еще ко всему знаешь, где на такие чудеса в Питере посмотреть?
Гм. Саграда Фамилия это и есть тот недостроенный собор, если я правильно поняла, о чем вы говорите %) С этих вот поющих семидесятиметровых башенок я два года назад чуть не упала %)
Вот, и еще. Не объясните ли, пожалуйста, мне, непонятливому существу, следующее: Дали-то же сюрреалист, так как же он тут...? Или же сюрреализм тоже из этой оперы? Или...?
Извините, что туплю %)
Да. Спасибочки за лекцию) Очень интересное и познавательное чтиво. А Климт произвел чрезвычайно приятное впечатление, за него отдельное спасибо)))
Ты - молодец *))
запись - однозначно в цитатник
А можно вопрос нерадивого студента, вызванные вышеперечисленными импрессионистами? Модерн появился из импрессионизма, или импрессионизм - часть модерна? Или это вообще никак не связано, и меня клинит? )))
Я посмотрю в книжке какой-нибудь и скажу, если найду))
Lily of the Valley
Да нет, я имела в виду, что Дали и Пикассо (не_модерн) все знают хорошо, а модерн (Климта) все забыли и мало кто знает))
Климт - такая красота, по-моему
Пожалуйста *))
Арамис
Спасибо %))
Summon God
Хэл
Я думаю, они вряд ли связаны). Всё-таки модерн больше декоративный стиль, а импрессионисты они всякие ощущения передавали и со светом много работали %)
Spawn
Про то, какой Спаун хороший? Нет, не делаю)))
нет, я про лекции на заказ по всяческим направлениям в культуре вообще и в архитектуре в частности))
Не смогу. Потому что совсем про это мало знаю
Наверное да %) Кроме тех, про которые не знаю и тех, которые не люблю *))
Спасибо!!!
А кто сказал, что она есть? -)
Spawn
Ни в коем случае %)
Но чтобы рассказывать о чём-то нужно знать это и видеть, а если я ничего об этом не знаю и не видела - как же я смогу хорошо рассказать?*)
Eugenia
8))
кто-то из нас сильно тупит
я не уверена, что это ты -)
Я про них сказала в кассу про увлечение японской гравюрой, я просто хотела сказать, что какое-то время она была очень популярна и ей многие увлекались, не удивительно, что она сослужила неплохую службу модернистам %)Хэл
Если это будет что-то, что я смогу увидеть в музее в Мск - да))
А Климт действительно чудесен. Ничего подобного не видела. Такой яркий, насыщенный цвет и просто невероятная текстура. Если псомротрю еще чуток его творений - окончательно влюблюсь %)