00:03

мистер перестраховщик


кто там хотел слушать про модерн? -)



модерн, который ни в коем случае не модернизм и даже не кубизм :)



slovo/слово



Наверняка общеизвестно, что "модерн" - от французского "moderne" (современный, новейший), хотя во Франции (как, впрочем, и в Англии) этот стиль называют "ар-нуво". Немцы про него говорят "югендстиль", австрийцы - "сецессион", итальянцы - "либерти", а испанцы не иначе как "модернисмо".

В 1895 г. антиквар из Гамбурга Зигфрид Бинг открыл в Париже галерею «Maison de L'Art Nouveau» (франц. «Дом Нового Искусства»), где показывал произведения традиционного искусства Китая, Японии, а также работы молодых парижских художников Э. Галле, П. Боннара, Ф. Брэнгвина, О. Родена, Л. К. Тиффани, выполненные в «новом стиле», отчасти напоминающем восточный - проекты витражей и цветное стекло. Название "ар-нуво" прикрепилось именно от этой галереи. Венский журнал Ver Sacrum, издававшийся Сецессионом (група художников), перенял парижские настроения, и на его страницах тоже появляются работы модернистов (журнал, между прочим, возглавлял Густав Климт *) В Германии подобные идеи проносит журнал Die Jugend (коли я не совсем забыла немесский, то это "юность";) - поэтому и югендстиль %)



из чего же, из чего же сделаны эти девчонки



Апполон даёт вполне разумный ответ (хотя обычно он и слова в простоте не скажет): "Идейно-философской почвой, на которой выросло новое искусство был неоромантизм".

Неоромантизм назвали немцы ("Neoromantik";) и, как не сложно догадаться, имели в виду обновление и переосмысление романтизма, существовашее в искусстве конца 19 - начала 20 веков. Надо сказать, что на новые умонастроения немало повлияли идеи Ницше, Вагнера и Шопенгауэра, которые в один голос пели о "демоничности" героя, конфликтах идеалов и реальности и всяческих умопомрачающих тайнах, а речи Ницше, громче прочих распевавшего о далёком прошлом, нашли монументальное отражение в декоративных ансамблях.



В 1856 г. французский живописец, гравер и керамист Ф. Бракмон впервые увидел японские цветные гравюры на дереве К. Хокусая в магазине Делатра в Париже. Уже очень скоро эти необычные ксилографии привлекли внимание многих французских художников - там нашли всё, что искали. В японских гравюрах было и декоративно организованное пространство, и прихотливые плавные изгибы, и цветовые пятна. Декоративность контуров и плоскостного пятна культивировалась английскими художниками круга Уильяма Морриса - Уильямом Крэйном, Берн-Джонсом и, несколько позднее, Макмардо и участниками «Эстетического движения», возглавляемого О. Уайлдом. Независимо от них, французы Эдгар Дега, Поль Гоген и «понтавенцы» Эдуар Мане, Форэн, Анри Тулуз-Латрек и даже Винсент Ван Гог усваивали уроки японской гравюры. В небольшом доме Клода Моне, в Живерни, японскими гравюрами украшены все комнаты, он забит просто с ног до головы :) Жорж Сера, а вслед за ним Морис Дени, и художники группы «Наби» стали придавать символическое значение изогнутым линиям, восходящим и нисходящим контурам. Это своеобразное соединение символизма и декоративных веяний и было воспринято группой бельгийско-французских архитекторов-декораторов во главе с Ван де Велде, В. Орта и Эрнестом Гимаром, создававших свои флореальные «биоподобные» формы.

Итак, модерн, как все, ясное дело, себе уяснили, получился из неоромантизма (ничуть не повторяя его, настойчиво прошу заметить!) и японской гравюры *)



here comes the bride



Теперь, когда вы ещё больше запутались, я продолжаю об идее модерна. Завязался с неоромантизмом он в основном из-за троих вышеупомянутых мужей, а заключалась завязка в пресловутом конфликте личности и общества, а ещё в миростроительном назначении художника. Теоритики модерна - бельгийский архитектор и дизайнер Ван де Велде и английский архитектор-декоторатор Уильям Моррис так потом и решили: "Окружающий мир красотой преобразовать!" Наверняка они были славные и талантливые люди, но у меня на языке вертится одно определение: "Утописты" -) Довольно скоро они оказались в плену серьёзных противоречий между собственными достойными и благородными идеями и возможностями их реализации. А ещё проблема была вот в чём: облагораживание и украшательство мира не могло быть достигнуто за счёт массового производства всяческих красот и штамповки, нельзя было допустить никакой массовой продукции, - понимали два друга-модерниста. - Но тогда лишь узкому кругу избранных станет доступно новое искусство, сочетающее в себе всё лучшее, что они выцедили из прошлых направлений.

В общем-то поначалу так и выходило, тем более что стиль получился донельзя индивидуальным - несмотря на то, что существует определённые характерные черты (плавные линии, извилистые, гибкие очертания с явной тенденцией к ассиметрии. В мебельном и архитектурном декоре преобладают природные и растительные мотивы. В 1895 г. Xанс Обрист показал гобелен с изображением петлеобразно изогнутого стебля цикламена - линии, удачно названной критиками «ударом бича». Именно эта линия стала впоследствии «визитной карточкой» ар-нуво в Европе. Плавные изгибы ещё символизируют и бесконечное перетекающее пространство :) Для ар-нуво характерно изображение женских фигур со струящимися потоками волос - об этом ещё чуть попозже), похожих как две капли воды зданий в этом стиле нет (сравните с классицизмом - построенные в нём особоняки порой можно отличить разве что по цвету). Главным девизом архитекторов-модернистов конца 19 века стал: "Ни один дом не должен быть похож ни на какой другой!".

В этом, по-моему, заключается очень важная мелочь - ни в коем случае не смешивать название стиля и значение слова "современный". Может быть, я скажу глупость, но современное искусство очень напоминает мне стиль unisex, когда по предметам одежды (верхней *) невохможно различить пол. Это не значит, что оно мне не нравится! Но на мой взгляд оно лишено некоторой индивидуальности, да. В основном я сужу по архитектуре и некоторым инсталяциям и живописи (я говорю о совсем современном искусстве - последних лет 10-15). Функционально, красиво, выразительно - но безлико уж больно. Модерн же, наоборот, полон настроений и взглядов художника, по-моему, он куда душевней *).

Всё устойчивое, неподъёмное, тяжелое и массивное модерном отвергалось - сам стиль был лёгкий, плавный и гибкий. Очень часто, используя его, удавалось придать массивным предметам (от зданий до мебели) некоторую лёгкость и изящность. Постоянство и неподвижность были отвергнуты, а главным вдохновителем для художников-модернистов стала природа: цветы, стебли и листья, благодаря своим естестественным переплетениям, заняли первое место в орнаментах модерна. Увлекались в основном необычной флорой - лилиями, ирисами и орхидеями, а ещё пальмовыми листьями и водорослями (про водоросли будет разговор особенный :). Из животных на рисунках можно найти лишь продшедших тест на изящество: стрекоз, павлинов, змей, борзых и ласточек. В декоре ар-нуво широко используют витражи и настенные пано, очень важна работа с цветом, здесь он - ключик к пониманию. Важна и фактура материала - дерева, металла или стекла, то, как материал воспринимают люди.



о созданиях больших и малых



В 1989 году французский дизайнер Гектор Гимар создал свои бесподобные биоподобные (это умное слово чтобы сказать, что мотивы были природные и орнаменты на них растительные) решётки с вывесками для парижского метро - они висят до сих пор и на самом деле неописуемо красивые, вообще, эти решётки были первое, про что я кинулась всем рассказывать :)

В 1892-1893 гг. Виктор Орта выстроил знаменитый особняк Тассель в Брюсселе с металлическими конструкциями, стилизованными под извивающиеся стебли растений. Декоративные возможности железа органично используются в мотивах текучести, повторяющихся и в рисунке инкрустированного пола, и в настенных росписях. Эта цельность проекта типична для стиля модерн, который охватывает и внутреннее убранство здания, вплоть до столовых приборов.

На определённый момент времени модерном повально увлекаются все ведущие дизайнеры - одежда, журналы, мебель, архитектура и живопись создаётся в основном в нём. На плакатах Латрека (которые он рисовал для какого-то казино, на них чёрная кошка изображена - подозреваю, что казино как-то так и называлось *), обоях "Полевые Цветы" Уильяма Морриса, мебели Эдварда Годвина и Уильяма Ватта и иллюстрациях Альфонса

В стиле ар-нуво строятся огромные магазины и отели, открывавшиеся в Европе - стиль стал символом их процветания и утончённости. Кстати, небезивестный "Ритц" в Лондоне построене именно в модерне.

Значительное распространение в Европе получила также идея «города - сада», которую в конце XIX в. сформулировал - англичанин Э. Говард в своей книге «Города - сады будущего» (1898). Города - сады рассматривались как небольшие, но самообеспечивающие градостроительные комплексы на 32 тыс. жителей. Они должны были приостановить концентрацию жилья в больших городах и путем соединения жилища с природой способствовать оздоровлению жизненной среды.

В Москве, наверно, самый-самый - особняк Рябушинского, который строил Шехтель. Я там живу рядом :) Но прекрасен он не только этим - весь дом внутри и снаружи оформлен на морские темы и все мозаики и лепнины изображают водоросли и морских чудищ. А какие там лестницы внутри! И кабинет! Вообще-то, туда кажется сейчас пускают -) В стиле модерн много старых доходных домов на Садовой, там всякие длинноволосые девы глядят со стен и балконцы с окнам все тягуче-гибкие %)

И Гауди, да. В Барселоне несколько его домов в стиле модерн и церковь Саграда Фамилия, а ещё у меня про него целая толстая книжка, всего и не рассказать. Но у него есть собор, который недавно видела нокс, и который ещё не достроили, так там, в ветренную погоду, между башенок поёт воздух (для прагматиков - от ветра!).

В Шотландии модерн строил Чарльз Макинтош, а в Австрии - некто Ольбрих.

Из иллюстраторов мне бы хотелось упомянуть Альфонса Муху и Обри Бердслея (серия про Короля Артура, к примеру).

Ну и Климта, да. По-моему, это замечательно. Врубеля, с его "Демоном".

Наверняка про Вилрой энд Бош тоже было слышно, у них есть всякая керамика в модерне.

А ещё в модерне сделаны скульптуры замечательной нашей художницы и скульптора Марии Башкирцевой.





а чем всё кончилось



Модерну дали просуществовать лет 30, а потом все (а все, как известно, очень мудрая и авторитетная компания) вдруг решили, что он слишком вычурен, элитарен и неестественен.

Потом выяснилось, что на новые поколения художников ар-нуво никак не повлиял и его оставили на обочине времени этакой загадкой.

Ясное дело, про Пикассо и Дали наслышаны все, а Климта кроме нокс, ещё неизвестно кто знает -/ Та же песня с нашим Врубелем, которого за границей наверняка не знают.

Про архитектора номер один двадцатого века Корбюзье не слышал мало кто, а про Гауди? А про Шехтеля? Вот и я про тоже -)



посмотреть:

архитектура

http://www.rubricon.com/imgbyid.asp...p;iid=261799577 - гауди, саграда фамилия

http://perso.wanadoo.fr/artnouveau/...ne/batllo_s.jpg - гауди, каса батло

http://img.photobucket.com/albums/v...r13/Maurice.jpg - морис дени, "лестница в листьях" витраж, вроде бы

http://art-nouveau.kubos.org/img/paris/dauph2_l.jpg - гектор гимар, парижское метро

http://perso.wanadoo.fr/artnouveau/img/paris/ber_s.jpg - гимар, кастель беранжер

акссесуры:

http://perso.wanadoo.fr/artnouveau/...0-%201904_s.jpg - галле, ваза

http://www.ljplus.ru/img/so_shine/medusaRothmuller.jpg - какая-то непонятная красота, видать подсвечник

http://perso.wanadoo.fr/artnouveau/...%20Vienne_s.jpg - ваза, лоэц

витражи:

http://perso.wanadoo.fr/artnouveau/...gue/mucha_s.jpg - в соборе святого витта, в праге. делала альфонс муха

я там была, но проглядела

правда, я ещё не знала тогда про муху, ну ладно *)

повод ещё раз побывать в праге

http://perso.wanadoo.fr/artnouveau/...%20Aubecq_s.jpg - делал бельгиец хорта, для какого-то отеля

иллюстрации и картины:

http://perso.wanadoo.fr/artnouveau/...0-%201897_s.jpg - ван де велде, афиша

http://dreams.awarm.net/images/klimt/kiss.jpg - "поцелуй", климт

http://perso.wanadoo.fr/artnouveau/...0-%201895_l.jpg - бертон, что-то вроде постера

http://www.livejournal.com/communit...f_art/4302.html - мнооого климта, марш любоваться %)

Комментарии
04.01.2005 в 03:37

Ух ты!

Может быть, ты еще ко всему знаешь, где на такие чудеса в Питере посмотреть?
04.01.2005 в 05:09

И Гауди, да. В Барселоне несколько его домов в стиле модерн и церковь Саграда Фамилия, а ещё у меня про него целая толстая книжка, всего и не рассказать. Но у него есть собор, который недавно видела нокс, и который ещё не достроили, так там, в ветренную погоду, между башенок поёт воздух (для прагматиков - от ветра!).

Гм. Саграда Фамилия это и есть тот недостроенный собор, если я правильно поняла, о чем вы говорите %) С этих вот поющих семидесятиметровых башенок я два года назад чуть не упала %)



Вот, и еще. Не объясните ли, пожалуйста, мне, непонятливому существу, следующее: Дали-то же сюрреалист, так как же он тут...? Или же сюрреализм тоже из этой оперы? Или...?

Извините, что туплю %)



Да. Спасибочки за лекцию) Очень интересное и познавательное чтиво. А Климт произвел чрезвычайно приятное впечатление, за него отдельное спасибо)))
04.01.2005 в 10:04

Между Бахом и шарманщиком кто-то тоже должен быть. (С)
ВАУ!! Браво! :hlop:
04.01.2005 в 12:32

Звезды глядят не спокойным, но жалящим взглядом
Мьюз, впечатляет. Доступно и обширно. Еще тема такая - милая и близкая. Нравится

Ты - молодец *))

запись - однозначно в цитатник
04.01.2005 в 13:16

Shamble bobble dibble dooble
Присоединяюсь к всеобщему восхищению - лектору набор комплиманов :)



А можно вопрос нерадивого студента, вызванные вышеперечисленными импрессионистами? Модерн появился из импрессионизма, или импрессионизм - часть модерна? Или это вообще никак не связано, и меня клинит? )))
04.01.2005 в 13:20

"Minds,like parachutes, only function when open."
а ты лекции на заказ делаешь, а?)))
04.01.2005 в 18:57

мистер перестраховщик
Хильда, может и знаю %)

Я посмотрю в книжке какой-нибудь и скажу, если найду))



Lily of the Valley

Да нет, я имела в виду, что Дали и Пикассо (не_модерн) все знают хорошо, а модерн (Климта) все забыли и мало кто знает))



Климт - такая красота, по-моему :)



Пожалуйста *))





Арамис

Спасибо %))



Summon God

:))



Хэл

Я думаю, они вряд ли связаны). Всё-таки модерн больше декоративный стиль, а импрессионисты они всякие ощущения передавали и со светом много работали %)



Spawn

Про то, какой Спаун хороший? Нет, не делаю)))
04.01.2005 в 19:23

"Minds,like parachutes, only function when open."
об этом ты все равно рассказать не сможешь))):PP



нет, я про лекции на заказ по всяческим направлениям в культуре вообще и в архитектуре в частности))
04.01.2005 в 20:20

мистер перестраховщик


Не смогу. Потому что совсем про это мало знаю :)



Наверное да %) Кроме тех, про которые не знаю и тех, которые не люблю *))
04.01.2005 в 21:07

Shamble bobble dibble dooble
Musette, ну тогда в чем связь-то?
04.01.2005 в 21:21

"Minds,like parachutes, only function when open."
как, ты против узнать чтото новое?)))
04.01.2005 в 21:28

Мьюз, молодчина!

Спасибо!!!



04.01.2005 в 22:16

мистер перестраховщик
Хэл

А кто сказал, что она есть? -)



Spawn

Ни в коем случае %)

Но чтобы рассказывать о чём-то нужно знать это и видеть, а если я ничего об этом не знаю и не видела - как же я смогу хорошо рассказать?*)



Eugenia

8))
04.01.2005 в 22:19

Shamble bobble dibble dooble
Musette, а кто привел Моне, Мане, Дега и всю честную компашку в лекции? Я так понимаю, если они упомянуты, значит, они каким-то образом связаны с модерном, так? Не от балды же тебе это на голову пришло :) Вот я пытаюсь понять, в чем эта связь.
04.01.2005 в 22:24

мистер перестраховщик




кто-то из нас сильно тупит

я не уверена, что это ты -)



Я про них сказала в кассу про увлечение японской гравюрой, я просто хотела сказать, что какое-то время она была очень популярна и ей многие увлекались, не удивительно, что она сослужила неплохую службу модернистам %)Хэл
04.01.2005 в 22:39

"Minds,like parachutes, only function when open."
вот заодно и посмотришь))):PP
04.01.2005 в 22:42

мистер перестраховщик


Если это будет что-то, что я смогу увидеть в музее в Мск - да))
05.01.2005 в 00:09

Shamble bobble dibble dooble
Musette, ммм... то есть зря я приписала заслуги по утврждению модернистских идеалов импрессионистам? :)
05.01.2005 в 00:23

мистер перестраховщик
Хэл, честно говоря - зря *) Они(испрессионисты) были раньше *)
05.01.2005 в 01:25

Musette о, спасибо) Теперь мне совсем все понятно)

А Климт действительно чудесен. Ничего подобного не видела. Такой яркий, насыщенный цвет и просто невероятная текстура. Если псомротрю еще чуток его творений - окончательно влюблюсь %)
05.01.2005 в 01:47

"Minds,like parachutes, only function when open."
скорее это можно увидеть в библиотеке))) есть такой современный архитектор - Кристофер Александр(александр - фамилия), преподает в беркли кажетца, одна из его книг - Язык образов(Pattern language) послужила началу целого движения в архитектуре и некоторых других областях человеческой деятельности, в том числе и в программировании (повторю, сам александр - архитектор и программированием не занимаетца))... так как тебе тема?))

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail